Как восстановить речь после инсульта

Инсульт – болезнь, которая с каждым годом молодеет. Случиться он может по причине слабых сосудов или повышенного артериального давления – это геморрагический инсульт. Второй вид инсульта – ишемический, случается, если сосуды закупорены тромбом или сужены из-за спазма, а так же при атеросклерозе.

Инсульт

В России ежегодно регистрируется более 400 000 инсультов, летальность при которых достигает 35 %.

Но если с человеком уже случился инсульт, то вряд ли близкие сосредоточат свое внимание на причинах, здесь важно бросить все силы на восстановление физических и психических функций организма. Одним из психических процессов, которые нарушаются при инсульте, является речь.

Восстановление речи после инсульта – это длительный процесс, который требует терпения самого больного и его родных. Своевременная помощь логопеда является залогом успеха в этом нелегком деле. Очень важно проводить логопедические занятия с первых недель после инсульта. Это наиболее благоприятное время для восстановления потерянных речевых функций и если его пропустить, то восстановление речи может быть не полным.

Речевые нарушения

Для того чтобы определить, как восстановить речь после инсульта, надо знать с каким видом нарушения мы имеем дело.

Большинство речевых нарушений после инсульта протекаю по типу афазий.

Афазия (от греч. a phasis — отсутствие высказывания) — это системное нарушения речи, вызванное локальным поражением коры головного мозга.

Тотальна афазия

В первые дни после инсульта у больного проявляется тотальная афазия – он не говорит, не понимает обращенной речи, ничего и никого не помнит.

Моторная афазия

В последующие дни на смену тотальной афазии может прийти моторная афазия — больной узнает близких, понимает обращенную речь, но сам не может общаться с окружающими. Позже при общении он начинает произносить отдельные звуки с яркой интонационной окраской, так он пытается выразить свои мысли и желания.

Афазия

Афазия — системное нарушение уже сформировавшейся речи.

При моторной афазии нарушен речедвигательный центр или центр Брока. Он находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария и отвечает за моторную функцию речи. В этом случае нарушена звукопроизносительная сторона речи, а понимание речи в основном остается сохранным.

Некоторые больные при этом могут воспроизводить отдельные речевые движения, но затрудняются объединить их при произнесении слов. Могут путать сходные по артикуляции звуки.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии нарушено понимание обращенной речи. Другое название этого типа афазии – Афазия Вернике. Причиной является органическое поражение центра, обеспечивающего звуковой анализ устной речи.

Центр Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины, если мы имеем дело с правшами, в левом полушарии. В результате, тем, что больной не распознает звуковой и слоговой состав слов, вследствие чего не понимает их смысла. Родную речь он воспринимает как иностранную.

Это ограничивает контакт с больным и препятствует определению степени поражения функций речи. Нарушения речи при инсульте могут быть смешанного характера – моторно-сенсорные.

После инсульта встречается так же семантическая и амнестическая афазии.

Семантическая афазия

При семантической афазии больному трудно дается понимание сложных речевых оборотов. Понимание простых обращений и простые высказывания остаются доступными.

Амнестическая афазия

При амнестической афазии страдает только называние предметов. Повторная, диалогическая и спонтанная речь при этом виде афазии остаются сохранными.. Причем это не связано с нарушением зрительной памяти, причиной является трудность выбора нужного слова из существующего словарного запаса.

Логопедическая работа

Прогноз восстановления речи

После обследования больного и определения типа афазии следует немедленно приступать к логопедическим занятиям. Для того чтобы вселить оптимизм в родственников и больных хочется отметить, что до 30 % больных выписываются из больницы с почти полностью восстановленной речью. Конечно, при условии, что в штате больницы есть логопед, который начинает проводить логопедические занятия с больными в 1-3 неделю после начала болезни.

Логопед

Логопедия — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания.

Больные, которые даже после занятий с логопедом выписываются с более тяжелыми нарушениями, при последующей регулярной помощи логопеда могут полностью справиться с речевыми недостатками и выйти на работу.

Психологическая поддержка

Очень важно, чтобы персонал больницы и близкие больного поддерживали в нем оптимистический настрой. Ни в коем случае не допустимы при больном высказывания о нем, как о человеке, обреченном на инвалидность. Иначе он будет воспринимать инсульт, как полную потерю речи. После инсульта пациенты эмоционально очень восприимчивы. Добрые слова в этом случае помогут, а безразличные и необдуманные навредят.

Логопедические приемы

В самом начале производит растормаживание речевых функций на основе прежних речевых стереотипов. Проверяется реакция больного на слабые раздражители (шепот, тихий голос). Работа ведется от легких заданий к трудным.

Тут важно понимать, что для каждого больного речевая нагрузка должна быть разной, в зависимости от типа афазии и степени нарушения речи. То есть первое занятие должно быть легким для данного конкретного больного. Для одного легче называть предметы, для другого вести диалог и т. д. Но нельзя давать слишком легкие задания, степень сложности должна все время нарастать.

На первых этапах занятий для речевого растормаживания следует использовать материал, значимый для данного больного по эмоциональному и смысловому содержанию. Чего не следует делать на начальном этапе работы, это предлагать работу с отдельными словами вне контекста и звуками. При восстановлении речи логопеду необходимо, по возможности, раньше создать для больного условия, при которых он вынужден вступить в диалог.

Логопедические занятия после инсульта с применением элементов музыкотерапии дают стойкие положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, начатое логопедом, ему можно предложить прослушать и спеть любимые песни.

Пение

Пение помогает восстанавливать речь после инсульта

Здесь очень важно выяснить, какие песни знает и предпочитает больной. В процессе пения он сначала нечетко, затем лучше произносит слова песен. Такие занятия протекают в позитивной обстановке и больной с удовольствием выполняет задания.

Для людей с сенсорной афазией применяют наглядные материалы. Больному показывают картинку, предлагают ее срисовать (если позволяет его состояние), и называют слово, обозначающее предмет на картинке. Все действия, производимые логопедом с больным, сопровождаются комментариями тихим спокойным голосом: «Сейчас я поправлю тебе подушку. Подними голову. Теперь можешь положить голову на подушку» ит. д.

Продолжительность занятий и промежутки времени между ними определяются индивидуальными возможностями больного. В среднем длительность речевых занятий в первые недели после инсульта 7-15 мин. Через 2 месяца время занятий можно увеличить до 30 мин. Следует так же контролировать речевую нагрузку на слух. В палате не должны работать радио и телевизор, не должно быть шумно. Посторонние звуки утомляют и истощают больного.

Логопедическая помощь на поздних этапах

Если логопедическая не была оказана в первые недели, речевые нарушения приобретают стойкий характер. И в этом случае есть возможности для восстановления речи, но работу с больным должен вести логопед-афазиолог, у которого свои методы и приемы восстановления речи на поздних этапах.

Занятия с больным в домашних условиях

Самостоятельные занятия с больным после инсульта родные могут проводить только с разрешения или по просьбе логопеда. Здесь важно не навредить: не дать излишнюю речевую нагрузку или непосильные упражнения для больного, не разрушить его оптимизм.

Родным иногда не хватает терпения, они хотят как можно раньше слышать восстановленную речь. И неуспех больного в выполнении упражнений вызывает у них разочарование, которое выдают их мимика и жесты. Больной, замечая такую реакцию, теряет позитивный настрой и, впоследствии, может отказываться от занятий. Поэтому на логопедических занятиях не рекомендуется присутствовать родственникам пациента.

.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle